Сложно говорить о настоящем и будущем, не зная о прошлом. Не устаю говорить, что именно сохранение памяти о днях давно минувших лет является залогом поступательного развития государства и общества в целом, и конкретного человека в частности.
Соль-Илецким районным судом уже не первый год ведется работа по сбору исторического материала о становлении судебной системы на территории Соль-Илецкого района. Накануне мы - мировой судья Волкова Е.С. и помощник председателя районного суда Сидоренко Ю.А. посетили с.Буранное, где всю жизнь жила и работала Каргина Александра Трифоновна. Несмотря на свой почтенный возраст, а Александре Трифоновне ни много, ни мало 87 лет, она прекрасно помнит 50-е годы прошлого века, когда на территории села располагался Бураннинский районный суд, еще до его слияния с Соль-Илецким районным судом Оренбургской области. В те годы на территории района правосудие отправляли два районных суда. Подсудность Бураннинского районного суда охватывала три больших колхоза: «Большевик», «Искра» и им. Чапаева, чуть позже – «Искра» и им. Чапаева.
Бураннинский районный суд располагался в большом деревянном доме в центре села. Сегодня от того строения осталось не больше четверти и теперь это обычный жилой дом. В те сложные послевоенные годы Александра Трифоновна работала в Бураннинском районном суде уборщицей, совмещая работу кассира в колхозе. Александра Трифоновна в беседе с нами поведала, что первым судьей, прибывшим в село, стала Волосенкова Инна Игнатьевна, ее сменил Охватов Федор Андреевич, а чуть позе Шарапова Тамара Константиновна (позже она долгие годы работала судьей Оренбургского областного суда). Суд был односоставный: при судье работал лишь секретарь судебного заседания. Должность последнего замещали Бражникова Мария Петровна, чуть позже Шадрина Екатерина Васильевна.
Быт в те годы был одинаково суров для всех. «Подою ранним утром корову, - вспоминает Александра Трифоновна, - часов в пять иду в суд, растоплю печку дровами, чтобы к приходу судьи в помещении тепло было, а потом уж и за мытье полов берусь. Дрова рубила и носила сама, заготовкой дров уже занимался сам судья». Совмещая работу уборщицы в суде и кассира в колхозе, обязанностью Александры Трифоновны было также вручение судебных повесток. «Проблем с явкой людей в суд не было в те годы, - продолжает Александра Трифоновна. - Люди шла в суд послушать, посмотреть. Единственный зал судебных заседаний порой не мог вместить всех желающих. Рядом со зданием суда был отдел милиции и прокуратура: человека осуждали и тут же вели через дорогу в тюрьму. Людей в колхозе судили в основном за хищения: время было голодное. Вот и мою семью не обошли вниманием. Моего родного брата осудили к 2 годам тюрьмы за то, что он украл две горсти пшеницы. Но всего срока ему отбыть не пришлось – его освободили вскоре». Помнит Александра Трифоновна и народных заседателей, который также участвовали в рассмотрении судьей дел: Кезичева Екатерина Захаровна, Тулаева Елена Фроловна, Секретев Михаил Еремеевич и другие – всего их было 12.
Режима работы у судьи не было. Жил он там же, где и работал. Жилая зона была отгорожена перегородкой, идти ему после работы домой было не нужно, вот и трудился судья без всякого режима труда. Из всего оснащения были ручка да бумага. Все решения, приговоры, протоколы судебных заседаний выполнялись от руки судьей и секретарем судебного заседания. Никакого архива в Бураннинском районном суде не было – рассмотренные дела отправлялись в Соль-Илецк.
Несмотря на все сложности, выпавшие на долю того поколения, Александра Трифоновна вспоминает о тех временах с теплотой. Зарплата нашей собеседницы в 5-10 рублей в месяц безусловно не компенсировала ее труда и стараний, но «время было сложное, страну поднимать нужно было. Все это понимали!»- подытожила Александра Трифоновна.
Выслушав с большим любопытством нашу собеседницу, пожелав ей в преддверии Дня пожилого человека здоровья и долголетия, мы возвращались домой – в г.Соль-Илецк, сойдясь в одном – об Александре Трифоновне и ее воспоминаниях мы обязательно должны поделиться с жителями нашего района.