О Б О Б Щ Е Н И Е

ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ч.1 ст.12.8 и ст.12.26 КоАП РФ, РАССМОТРЕННЫХ МИРОВЫМ СУДЬЁЙ СУДЕБНОГО УЧАСТКА №3 СОЛЬ – ИЛЕЦКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2024 ГОДА

Мировым судьей судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области за 9 месяцев 2024 год рассмотрено 22 дела об административных правонарушениях, предусматривающих административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами и административного ареста.

Постановлений о прекращении дел по ст. 12.26 КоАП РФ и ст.12.8 КоАП РФ не выносилось.

8 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, по которым 7 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортным средством на срок 1.5 года.

- по ч. 2 ст. 12.8 передано по подведомственности 1 материал.

- по ч. 3 ст. 12.8, дела не рассматривались.

- по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, рассмотрено 12 дел, по которым 12 лиц подвергнуты наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортным средством на срок 1.5 года, в отношении 2 лиц, материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности.

- по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ рассмотрено 4 дела, по которым 3 лица подвергнуты наказанию в виде ареста сроком на 10 суток. 1 лиц подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в связи с наличием обстоятельств, исключающих наказание в виде административного ареста.

Мировым судьей рассмотрены дела об административных правонарушениях с соблюдением прав лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, на участие в судебном заседании.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При этом мировой судья правомерно исходил из того, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Мировой судья при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 12.27 КоАП РФ, соблюдал требования закона и нормативных актов.

Так, объективная сторона составов административного правонарушения, предусмотренных статьей 12.8 КоАП РФ, состоит в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Статьями 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ установлены основания, порядок и условия проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, таким образом, указанные нормы распространяются только на отношения, возникающие в связи с привлечением к административной ответственности и неприменимы к иным видам ответственности.

Исходя из положений статьей 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ, требование о прохождении медицинского освидетельствования может быть предъявлено только в связи с управлением транспортным средством. В том случае, если лицом не осуществляются функции по управлению транспортным средством, а, например, данное лицо находится в стоящей автомашине, либо в транспортном средстве, управляемом иным лицом, правовые основания для предъявления к нему требований о прохождении медицинского освидетельствования отсутствуют.

Направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения допускается при наличии достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При оценке наличия таких оснований необходимо руководствоваться утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года N 308 перечнем критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. К таковым критериям относятся запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; выраженное дрожание пальцев рук; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. Для направления на медицинское освидетельствование достаточно одного из перечисленных критериев, который должен быть указан в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Факт дорожно-транспортного происшествия сам по себе, при отсутствии объективных критериев, дающих основание полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, не может служить достаточным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование. Правила дорожного движения, нормативные акты об административной ответственности не содержат требований об обязательном безусловном проведении в каждом случае дорожно-транспортного происшествия медицинского освидетельствования его участников на состояние опьянения.

Несоблюдение водителем, причастным к дорожно-транспортному происшествию, требований пункта 2.7 Правил дорожного движения, запрещающего водителю употреблять алкогольные напитки, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования, влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.

О направлении на медицинское освидетельствование уполномоченное должностное лицо составляет протокол.

Отказ водителя от исполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, который составляется в двух экземплярах, первый экземпляр выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, либо направляется в адрес этого органа по почте. В материалах дела об административном правонарушении должен находиться подлинный экземпляр акта. Требования к оформлению, содержанию акта медицинского освидетельствования установлены законодательством.

Решение вопроса о том, находится ли в состоянии опьянения лицо, подвергавшееся освидетельствованию, осуществляется на основе оценки всей совокупности признаков, установленных в процессе освидетельствования, данных комплексного медицинского освидетельствования, выявленных клинических признаков с учетом результатов лабораторных исследований.

По результатам медицинского освидетельствования может быть сделан один из двух выводов: состояние опьянения установлено, состояние опьянения не установлено.

Объективная сторона состава административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.26 КоАП РФ, заключается в невыполнении законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При рассмотрении дел об административных правонарушениях указанной категории необходимо исследовать вопрос о законности предъявленного требования о прохождении медицинского освидетельствования, для чего подлежат проверке полномочия соответствующего сотрудника органов внутренних дел, наличие предусмотренных законодательством оснований и условий для предъявления требований. С учетом положений статей 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ в протоколе должны быть указаны имеющиеся признаки опьянения - конкретные критерии, в связи с наличием которых сотрудник милиции полагает, что водитель находится в состоянии опьянения, зафиксировано предъявленное требование и совершенные действия (бездействия), характеризующие факт уклонения от медицинского освидетельствования.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по существу мировым судьей выносятся постановления, предусмотренные частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ. Постановление по делу должно отвечать требованиям законности и обоснованности.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 КоАП РФ. Событие правонарушения и иные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть подробно изложены в постановлении, приведены сведения об элементах состава правонарушения и иных обстоятельствах, имеющих значение для квалификации деяния. Недопустимо использовать неконкретные формулировки общего характера, ограничиваясь воспроизведением диспозиции правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, констатацией факта установленного правонарушения. Выводы судьи должны быть мотивированы, подтверждены ссылками на исследованные доказательства, в постановлении должны быть приведены результаты анализа обстоятельств дела и оценки доказательств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, в том числе с позиции соблюдения при их получении требований закона.

При назначении наказания мировой судья учитывает положения ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которым административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция ч. 2 статьи 12.26 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.

Проведенный анализ показал, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ рассматриваются мировым судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию. Постановления мирового судьи правонарушителю вручаются своевременно.

По всем делам об административных правонарушениях по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ мировым судьей предпринимаются меры по извещению участников процесса, с использованием судебной повестки, отправленной по почте, лично вручаются под расписку, а также используется СМС извещение, телефонограмма.

Надлежащая подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении при необходимости для правильного разрешения дела, проводилась во всех случаях.

Мировой судья Ткаченко Е.О.