Изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ за 6 месяцев 2025 года.

Запланированное обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях на судебном участке № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области за 6 месяцев 2025 года, проведено на основе изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.

Цель обобщения: изучить практику вынесения наказаний по административным делам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ, их обоснованность, законность. Проверить соблюдение сроков рассмотрения административных дел, проанализировать соблюдение мировым судьей при подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях, указанной категории требований КоАП РФ и имеющихся разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся специфики рассмотрения дел данных категорий, а также рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», апелляционное обжалование.

На судебный участок за 6 месяцев 2025 года поступило 355 дел, по 345 делам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.

Из общего числа рассмотренных дел – 85 дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ (административные правонарушения в области дорожного движения).

Из рассмотренных 85 дел, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

- по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 12 дел (1 дело обжаловано),

- по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами – рассмотрено 1 дело, по которым вынесено постановление о назначении административного наказания в виде ареста,

- по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ - невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 15 дел, по 2 делам вынесены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей (правонарушения совершены до внесения изменений в санкцию статьи) с лишением права управления транспортными средствами на срок полтора года,

- по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ - невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 3 дела, по которым вынесено постановление о назначении административного наказания в виде ареста,

- по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством – рассмотрено 9 дел, по которым вынесено постановление о назначении административного наказания в виде ареста 8 дел, по 1 делу вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 30 000 рублей,

- по ч. 4 ст. 2.7 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния - рассмотрено 2 дела, по 1 делу вынесено постановление о назначении административного наказания в виде обязательных работ на срок 150 часов, по 1 делу вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 50 000 рублей,

- по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ - управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть – рассмотрено 6 дел, по которым вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5 000 рублей.

- по ч. 1.1. ст. 12.1 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, то есть, повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке – рассмотрено 4 дела, по которым вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 5 000 рублей,

- по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ - оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния – рассмотрено 2 дела, по которым вынесено постановление о назначении административного наказания по одному делу в виде лишения права управления транспортными средствами на 1 год, по второму делу в виде ареста,

- по ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ - перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами - рассмотрено 1 дело, по которому вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 2 000 рублей,

- по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ - выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи – рассмотрено 26 дел, по которым вынесены постановление о назначении административного штрафа.

- по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи – рассмотрено 3 дела, по которым вынесены постановления в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.

Все 85 дел обобщаемой категории рассмотрены по существу, по делам приняты решения.

Административные наказания назначались мировым судьей в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В силу ст. ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, если оно не было обжаловано или опротестовано. При этом копия постановления по делу должна быть вручена под расписку физическому лицу, либо выслана в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ).

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлеченным к административной ответственности, участвовавшим в деле, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением, отсутствующим лицам, в трехдневный срок. Копии постановлений в тот же срок направлялись в орган, составивший протокол.

При рассмотрении дел мировым судьей применялись разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушения по анализируемым делам принимались все необходимые меры для оперативного извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, с учетом п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Активно использовалось извещение посредством СМС – сообщения.

При решения вопроса о назначении вида и размера наказания по данной категории дел, мировым судьей учитывалось, что КоАП РФ допускает возможность назначения наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, с учетом ст.ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ.

При подготовке дел данной категории к рассмотрению мировым судьей устанавливалось, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.

При решении вопроса о подведомственности и подсудности мировой судья исходил из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ.

При определении территориальной подсудности мировой судья учитывал правила, закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ.

3 протокола по данной категории дел мировым судьей за указанный период было возвращено, после устранения недостатков органом, составившим протокол, дела были рассмотрены.

Случаев прекращения мировым судьей дел данной категория за указанный период, в том числе с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось.

За 6 месяцев 2025 года мировым судьей частные представления по делам об административных правонарушениях, предусмотренным главой 12 КоАП РФ, не выносились.

Дел об административных правонарушениях, рассмотренных с нарушенным сроком, нет.

Обобщением установлено, что судом строго соблюдаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Фактов волокиты при рассмотрении мировым судьей дел об административных правонарушениях либо рассмотрения с нарушением установленного законом сроков, не имелось.

При рассмотрении дел, каких либо сложностей, связанных с исчислением срока давности привлечения к административной ответственности у мирового судьи не возникло.

Выводы: обобщение в целом показало, что мировым судьей при подготовке к рассмотрению и в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, соблюдаются требования КоАП РФ и имеющиеся разъяснения Верховного Суда РФ и обобщения судебной практики вышестоящих инстанций, касающихся специфики рассмотрения дел данных категорий, а также рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». При рассмотрении дел мировым судьей устанавливаются обстоятельства административных правонарушений и применяются положения статей КоАП РФ, при этом сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях не нарушались. Прекращенных дел нет. По итогам рассмотренных дел, судьей частные представления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, не выносились.