Сравнительный анализ  практики рассмотрения мировыми судьями Соль-Илецкого района гражданских дел по требованиям инспекций ФНС РФ в области взыскания недоимок по налогам и сборам показал, что в 2012 году рассмотрено 76 требований указанной категории, тогда как в 2013 году таких требований предъявлено значительно большее количество – 926, что более, чем на 92% превышает тот же показатель предыдущего периода. На наш взгляд увеличение указанной категории гражданских дел связано, в первую очередь с недостаточно слаженной и четкой работой инспекций с органами, учреждениями и организациями по профилактике и оптимизации процесса своевременного взимания налогов в населения.

    Становление налогового контроля на протяжении нескольких лет проходит в трудных условиях, вызванных в первую очередь нестабильностью налогового законодательства, проблемами в организации работы налоговых инспекций, негативным отношением налогоплательщиков к налоговой системе и др. Это накладывает определенный отпечаток на организацию и действенность налогового контроля. Однако уже можно сделать некоторые выводы относительно значения контроля за поступлением налогов, его влияния на сферы экономики и общества, а также показать необходимость его дальнейшего совершенствования.

    Основными направлениями по повышению эффективности налогового контроля являются:

- совершенствование всей налоговой системы, которое сказывается на результатах работы налоговых органов;

- реформирование системы налогового администрирования;

- непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций;

- улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

     Основными задачами совершенствования системы налогового контроля целесообразно обозначить, с одной стороны, создание необременительных условий уплаты налогов для бизнеса, в том числе за счет упорядочения налоговых проверок, а с другой - пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения посредством использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах. В связи с изложенным представляется необходимым:

- установить в качестве основной задачи проведения налоговых проверок проверку полноты и своевременности исчисления, удержания и уплаты налогов;

- законодательно разграничить формы и методы налогового контроля. В качестве форм налогового контроля следует обозначить учет налогоплательщиков и налоговые проверки. К методам отнести получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- конкретизировать объем и состав информации, получаемой в рамках истребования документов в ходе проверки, поэтому в НК РФ необходимо указать, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика в рамках осуществляемой налоговой проверки, а также информацию относительно конкретной сделки. Представляется, что решить эту проблему можно путем установления в ст. 93 НК РФ перечня документов, который вправе истребовать налоговый орган (к таким документам следует отнести счета-фактуры; акты выполненных работ; книгу покупок; реестр сведений о доходах физических лиц; договоры, заключенные с контрагентами; расчетно-платежные документы; документы, подтверждающие уплату сумм НДС в бюджет; приказ об учетной политике и декларации по НДС);

- разграничить субъектов налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в Налоговом кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Нецелесообразно выделение в качестве субъектов административных нарушений законодательства о налогах и сборах физических лиц по причине того, что ответственность этих лиц установлена в НК РФ;

- ввести запрет на представление уточненной декларации по истечении срока уплаты налога, а также на момент проведения налоговой проверки.

     Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является наличие действенной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

     Другой важной проблемой повышения эффективности налогового контроля является отсутствие культуры уплаты налогов. При наличии такой культуры хозяйствующие субъекты и население должны были бы рассматривать уплату налогов как строгую обязанность, отступление от которой вызывало бы серьезные негативные последствия. Одной из основных задач должно быть целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирование общественного мнения на изменение менталитета налогоплательщика. Честный налогоплательщик - порядочный гражданин, а уклоняющийся от уплаты налогов - нарушитель, который не может пользоваться хорошей репутацией.

     Следует отметить, что недостаточный уровень правовой грамотности, несоблюдение законодательства наносят ощутимый ущерб самому населению, в том числе и материальный. Поэтому широкая пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной частью общегосударственной программы повышения правовой культуры населения России.

     Поэтому в целях полного и своевременного информирования населения по вопросам налогообложения, оказания консультативной помощи налогоплательщикам представляется необходимым:

- внедрить в практику систему информационно-разъяснительной работы для налогоплательщиков;

- обеспечить постоянное участие сотрудников правоохранительных органов и контролирующих органов в семинарах, проводимых различными учебными центрами по разъяснению государственной политики и валютного законодательства;

- проводить консультативные совещания, конференции с представителями союзов производителей, объединениями предпринимателей по вопросам налогообложения;

- осуществлять оперативную публикацию актуальных и злободневных материалов по проблемам налогообложения;

- публиковать в печатных изданиях разъяснения законодательных актов по налогообложению.

     Предлагаемые нами меры не только позволят увеличить собираемость налогов, но и будут способствовать устранению противоречия между государством и налогоплательщиком. При этом совершенствование вопросов организации налогового контроля должно проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов в направлении гармонизации российской системы налогового администрирования с принципами, принятыми в международной практике.

      Исследование норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих давность взыскания недоимок, пеней и штрафов (ст. 45 - 48, 59 и 115 НК РФ), показало, что в Кодексе отсутствуют правила о приостановлении либо перерыве сроков этого вида давности.

      Отсутствие указанных правил в НК РФ порождает противоречивую правоприменительную практику:

- в одних случаях налоговые органы и суды считают, что данный срок приостанавливается вследствие применения арбитражными судами и судами общей юрисдикции обеспечительных мер, предусмотренных, соответственно, ч. 1 ст. 91 АПК РФ и ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, - в виде приостановления взыскания либо соответствующего решения налогового органа и т.п.,

- в других случаях суды считают, что данный срок давности не приостанавливается.

      Нельзя обойти вниманием одну специфическую особенность данного вида давности, которая на данный момент закреплена в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ:

- во всех указанных статьях Кодекса содержатся нормы с одинаковой формулировкой: «Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом» (внесены Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ), при этом никоим образом не учитывается продолжительность сроков давности взыскания, установленных данными нормами, - от 6 месяцев до 3,5 лет и многие другие важные моменты.

     Таким образом, в числе существенных отличительных признаков рассматриваемого института не указан один важный признак, присущий как налогово-правовому институту давности, так и межотраслевому институту давности в целом, - правовое регулирование и закрепление давности осуществляется исключительно законом.

      Обращаем внимание на то, что во всех отраслях права, где закреплен институт давности, эти отношения регулируются только законом (НК РФ, ГК РФ, УК РФ, УПК РФ и многими другими федеральными законами), то есть актом, который принимается в особом порядке и имеет высшую юридическую силу, соответственно, никакой иной нормативный правовой акт, будь то указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, приказ, распоряжение и т.д., данные общественные отношения регулировать не может.

      Считаем, что данная отличительная особенность, присущая институту давности, продиктована априорной важностью тех вопросов, решение которых зависит от его применения: освобождение от юридической ответственности, принудительная защита нарушенного права, исполнение решения юрисдикционного органа, приобретение права собственности на чужое имущество.

      С учетом приведенных доводов считаем правильным и целесообразным дополнить институт давности еще одним вышеуказанным существенным признаком.

      На основании изложенного с учетом всех существенных признаков, выявленных настоящей работой, можно вывести следующее определение давности в налоговом праве:

- налогово-правовой институт давности - это группа императивных норм законодательства о налогах и сборах, которая регулирует однородные общественные отношения по признанию положения субъектов, не соответствующего правовой модели, легальным в силу неизменного фактического существования и истечения установленного законом срока, путем предоставления одному из субъектов определенных прав.

     С учетом вышеизложенного полагаем целесообразным рассмотреть возможность внесения в действующее законодательство РФ в области регулирования налоговых правоотношений нижеследующих изменений:

- регламентировать взаимодействие ФНС РФ с основными мобильными операторами сотовой связи с целью заблаговременного информирования потенциальных налогоплательщиков путем направления СМС-уведомлений о необходимости уплатить налог в установленный срок;

- рассмотреть возможность наделения работодателей правомочием при заключении трудового договора отбирать у потенциального работника письменное согласие о предоставлении в адрес работодателя сведений о подлежащих уплате налогов в установленный Законом срок в отношении конкретного работника и необходимости произведения удержаний в связи с этим из заработной платы работников;

- предусмотреть процедуру досудебного урегулирования споров в части неуплаты в добровольном порядке обязательных налогов населением с учетом вышеизложенных предложений, а также путем активизации работы почтовой службы, ФНС РФ и правоохранительных органов в части своевременного вручения налогоплательщикам требований об уплате недоимки по налогу. В связи с этим целесообразно предусмотреть необходимость приобщения к требованию налогового органа, обращенного в суд, подтверждающих письменных сведений о предпринятых мерах по вручению налогоплательщику уведомлений и требований, в том числе  и через работодателя;

- активизировать работу ФНС РФ в области повышения грамотности населения России в области налоговых правоотношений путем проведения  обучающих семинаров с постоянным участием сотрудников правоохранительных органов и контролирующих органов; осуществлять оперативную публикацию актуальных и злободневных материалов по проблемам налогообложения;  публиковать в печатных изданиях разъяснения законодательных актов по налогообложению.

      Указанные предложения в целом должны способствовать оптимизации судопроизводства в области налоговых правоотношений и повышению уровня грамотности населения в указанной сфере.

(подготовлено с использованием материалов СП "Консультант плюс")