ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ мировыми судьями судебных участков №№ 1,2,3 Соль-Илецкого района Оренбургской области за период 5 месяцев 2017 год

     Обобщение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, за период с 01.01.2017 г. по 10.06.2017 г. проведено в соответствии с планом работы судебных участков №№ 1,2,3 мировых судей Соль-Илецкого района Оренбургской области.

     С целью обобщения судебной практики изучены дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотренные мировыми судьями района в указанный период, проанализированы статистические данные за аналогичный период.

     Статья 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, введена в КоАП РФ Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15 июля 2016 года.

     Целью обобщения является проверка соблюдения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории, а также установление причин прекращения производства по делам указанной категории.

      В охваченный настоящим обобщением период 2017 году на судебных участках мировых судей Соль-Илецкого района  рассмотрено  47 дел указанной категории (за аналогичный период 2016 года – 40), 44 лица   привлечены к административной ответственности.

      По результатам рассмотрения 2 дела об административном правонарушении в отношении 2 лиц возвращено должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков.

      В исследуемый период 1 дело было прекращено в связи  с отсутствием состава административного правонарушения.

      Вынесено 2 постановления, которым прекращено исполнение административного наказания в виде обязательных работ в отношении 2 лиц. В ходе рассмотрения заявлений установлено, что  на основании вступивших в законную силу и обращенных к исполнению постановлений мирового судьи, привлеченных  к административной ответственности за совершение административного правонарушения и им назначено административное наказание в виде обязательных работ сроком на 30 часов.  Правонарушители приступили к отбыванию назначенного наказания, однако, вскоре по результатам медицинского обследования, у одного было диагностировано тяжелое заболевание, у другого лица состояние беременности. Указанный факт подтверждается приобщенными к материалам дела световыми копиями медицинских документов. При принятии решения по заявлениям суд исходил из следующего. В силу требований положений ст. 32.13 КоАП РФ, исполнение постановления о назначении обязательных работ. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.  Мировым судьей принято решение об удовлетворении ходатайств.

      43 лицам, привлеченным к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде обязательных работ (в  2016 г.- 35),  2-м - в виде административного ареста (в 2016 г. - 2), 1-му - в виде административного штрафа 20 000 руб. (в 2016 г. - 0).

      Анализируя практику назначения административного наказания по результатам рассмотрения указанной категории дел необходимо отметить, что количество часов, назначенных к отбытию мужчинам – составляет от 20 до 100 часов.

      Обязательные работы отбываются в организации, определенной судебным приставом-исполнителем Соль-Илецкого РОСП УФССП России по Оренбургской области из числа организаций, перечень которых согласовывается органом местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

       В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившихся в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса. За исследуемый период было рассмотрено ; протокола об административном правонарушении за уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, которым был назначен административный арест.

      Стетьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1), нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

      Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

      В большей части дел период, который вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, начинается с 15 июля 2016 года (дата введения в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ), однако из материалов дела усматривается, что исполнительное производство возбуждено ранее. Мировыми судьями дела рассмотрены в рамках предъявленного должностным лицом обвинения.

      Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

      Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

      Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия.

      В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.

      Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах срока.

      Из рассмотренных в 2017 году дел, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 38 делам в отношении мужчин (в 2016 г. - 34), из них привлечено к административной ответственности 38 мужчин (1 освобожден от наказания по ходатайству), в отношении женщин – 8 (в 2016 г. - 3), из них привлечено к административной ответственности 8 мужчин (1 освобождена от наказания по ходатайству).

      Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Судьей и разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела расписки о разъяснении прав, разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ.

     В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

     Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

     Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

     В связи с указанными нормами потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты.

     Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.

     Судебным приставом-исполнителем должны опрашиваться потерпевшие (законные представители), материалы дела должны содержать их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности.

     В случае непривлечения надлежащих лиц в качестве потерпевших судебным приставом это надлежит делать мировым судьям.

     Как видно из представленных дел мировыми судьями потерпевшие в судебное заседание не вызываются судебными приставами, так от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшей о привлечении должника к административной ответственности, телефонограмма об уведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписка об извещении о рассмотрении дела в суде, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, причем без указания даты судебного заседания, согласие на СМС извещение). Такой подход к рассмотрению дел следует признать правильным.

     Санкции ч. ч. 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает назначение обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

     КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

     Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

     В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

     Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 года № 1125-О, от 29 сентября 2015 года № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

      По смыслу ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ представляется, что обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности. Таким образом, явка лица, в отношении которого предполагается применение меры административной ответственности в виде административного ареста, должна быть обеспечена судебным приставом, поскольку согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в суде в день поступления с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено. При этом в случаях недоставления лица, привлекаемого к административной ответственности, совместно с административным материалом в суд возможность рассмотрения дела предусмотрена лишь при наличии сведений о его надлежащем извещении.

      При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

При этом следует отметить, что при рассмотрении дел данной категории является обязательным наличие в материалах дела следующих сведений:

Статьей 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату алиментов в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в связи с этим материалы дела должны содержать сведения об основаниях возбуждения исполнительного производства (судебный приказ, решение о лишении родительских прав, решение об установлении отцовства). Выяснение указанных обстоятельств образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ.

      Согласно статье 5.35.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за неуплату алиментов в том случае, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.

      В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

      В связи с вышеуказанными нормами, чтобы исключить наличие повторности деяния по ст. 5.35.1 КоАП РФ, судьям при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо проверять, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности по этой статье ранее. В связи с этим в материалах дела обязательно должны содержаться данные сведения (карточка правонарушений, справка из информационной базы данных).

      Характеризующий материал в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности (сведения о работе, месте жительства, наличии несовершеннолетних детей, судимости).

      Подобную информацию о лице, привлекаемом к административной ответственности, следует учитывать при назначении наказания, однако, как видно из представленных материалов, судьями к данным о личности не всегда уделяется должное внимание. Как показала практика, сбор доказательств осуществляется в большинстве случаев судебными приставами-исполнителями. Сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, знало о своей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка (расписки о получении судебного приказа, уведомлении о возбуждении исполнительного производства и т.д.).

      Статья 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, следовательно, административное правонарушение направлено против интересов несовершеннолетнего. В данном случае наличие несовершеннолетнего ребенка, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не выплачивает алименты, не может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства.

      Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (ст. 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

      По всем делам, вступившие в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности направлены для исполнения в Соль-Илекский РОСП.

      Таким образом, можно сделать вывод, что мировыми судьями при рассмотрении дел данной категории в большинстве случаев правильно определяли обстоятельства, имеющие значение для дела, грамотно применяли нормы материального и процессуального права.